Интересное исследование о пребывании детей на просторах интернета провела детский психолог Екатерина Мурашова в 2011 году. В своем эксперименте она выделила 3 группы родителей и их детей 9-12 лет.
В первой группе были родители, которые очень строго следили за временем детей в интернете, имели установленную норму времени для них.
Ко второй группе были отнесены родители, которые также имели нормы времени для интернета, но время от времени дети «торговались» с ними и таким образом уговаривали их нарушать установленные правила.
Третья группа родителей не контролировала своих детей по «экранному» времени совсем.
По условиям эксперимента, дети замеряли сколько времени они находились в интернете по факту (не сообщая об этом родителям). По результатам эксперимента оказалось, что родители 1-й группы были убеждены, что их дети проводили в интернете 7 часов в неделю, ведь это был установленный ими лимит. Но на самом деле их дети проводили там почти 22 часа. Дети объяснили, что имели доступ к гаджету, когда мама отвлекалась, он/она ходили в гости к друзьям и так далее...
Родители 2-й группы считали, что их дети проводили в интернете 11,5 часов в неделю, но по результатам эксперимента дети находились в интернете более 24 часов.
Родители 3-й группы считали, что дети проводят 25 часов в неделю, однако, как оказалось - 23 часов.
О чем свидетельствуют такие данные? Реальное время пребывания ребенка в интернете не зависит от усилий родителей, ребенок все равно наверстает «запрещенное» в той мере, сколько ему нужно. Также интересно отметить, что именно делали дети, находясь в интернете: 1 группа - играли в игры; 2 группа - играли и общались; 3 группа - путешествовали интернетом в поисках интересного и общались.
Безусловно, в современном мире интернет предоставляет множество возможностей для развития, это бесплатное пространство для поиска ответов и мы уже не представляем своей жизни без доступа в эти безграничные сети информации.
Так сколько же времени выделять детям для гаджетов и стоит ли их вообще ограничивать в этом?
Если вы хотите упорядочить экранное время своих детей соблюдайте следующие советы:
1. Время, которое ребенок проводит с гаджетом, должно быть четко регламентировано родительскими правилам. Многие психологи утверждают, что чем больше для ребенка существует понятных правил «что можно-нельзя», тем проще ему расти. Такие гибкие правила на самом деле не ограничивают, а создают безопасное пространство для развития ребенка. Поэтому, если есть правило для ребенка «НЕТ экранам за час до сна», то это правило незыблемо и его должны соблюдать все родственники.
2. Родители должны показывать на личном примере, что жизнь есть не только в гаджете/телефоне, ведь дети подражают поведению родителей. Не отвлекайтесь на гаджет, общаясь с ребенком, «погружайтесь» в него в случае сознательной потребности.
3. Если ваш ребенок дошкольник, помните: у ребенка до 7 лет не сформирована зона мозга, которая отвечает за саморегуляцию. То есть, ребенок физиологически не способен останавливать свое время за гаджетом так, как это делает взрослый, он не способен управлять этим временем рационально.
4. Помните, что для дошкольника экранное время особенно опасно, ведь кадровая частота мультфильмов составляет 24 кадра в секунду. Детский глаз воспринимает это как мигание, а нервная система еще не способна к его обработки. Ребенок не чувствует такой усталости, но его психика трансформирует переутомление в перевозбуждение. В результате имеем истерические проявления, негативизм, нарушения сна, сопротивление и тому подобное.
5. Если вы нуждаетесь во времени побыть наедине, объясните это ребенку доступными словами, не заменяйте собственную «свободу» гаджетом для малышей. Родители имеют право на усталость, поэтому вы не можете «принадлежать себе», только если у вашего ребенка в руках планшет.
6. Наполняйте жизнь качественным отдыхом: живое общение всей семьей является незаменимым. Если ребенку дать выбор, то он явно выберет порыбачить с отцом, чем игру на компьютере.
7. Помните, что игр, которые «развивают» не существует: это маркетинговая хитрость. Развивает все, из чего состоит реальная жизнь, и именно эти «реальные» навыки будут базовой опорой развития для вашего ребенка в будущем.